Ноам Хомский. Хорошая статья о приемах манипуляции с помощью средств массовой информации.
Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.
1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания
людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и
экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения
информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием
отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам
возможности получать важные знания в области науки, экономики,
психологии, нейробиологии и кибернетики.
"Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем,
переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того,
чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось
времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные
(цитата из книги "Тихое оружие для спокойных войн")".
2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется "проблема-реакция-решение". Создается
проблема, некая "ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать
определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало
принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить
раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые
теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об
усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские
свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как
необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы
городских служб.
3- Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно
внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом
были навязаны принципиально новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в
данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо
проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому,
что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то,
что "завтра все изменится к лучшему" и что тех жертв, которых от него
требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени
для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их,
когда наступит время.
5- Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую
публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как
будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или
умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в
большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.
Почему? "Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или
меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с
определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать
критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее
лет".
6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием,
направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к
рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического
осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального
фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы
внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или
устойчивые модели поведения…
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
"Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам,
должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы
невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось
на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы".
8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных
несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных
возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо
того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает
заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает
подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без
действия ни о какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию
все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями,
которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, "система"
получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области
физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке
больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев
система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми,
чем они сами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий