Страницы

среда, 8 февраля 2012 г.

Ограниченное мышление. Преувеличение.

Мне очень понравился цикл статей психолога Александра Молярука, речь идет об ограничениях мышления по А.Эллису и некоторые "рецепты лечения" таких ограничений.

Преувеличение.

Преувеличение — это «раздутие» и гиперболизация глубины любой проблемы. Вы гипертрофируете масштабы всего плохого, и оно становится огромным и подавляющим все вокруг.
Преувеличивая, Вы придаете вещам сверхзначение. Небольшие ошибки становятся трагическими просчетами.
Например: «Моя ошибка — преступление, они никогда не простят меня» .
1. Простой совет сослуживца воспринимается как резкая критика.
2. Легкая боль в спине превращается в смещение позвоночного диска.
3. Мелкая неудача вызывает приступ отчаяния.
4. Незначительные препятствия трансформируются в непреодолимые барьеры.
5.  Стакан на 99% пуст.
Знакомо? Такие слова как «огромный», «дикий», «невероятный», «непомерный» — это термины преувеличения.
Для этого паттерна мышления характерны ощущения фатальности и выраженный пессимизм.
На все проблемы и трудности человек с паттерном преувеличения смотрит через увеличивающую линзу телескопа, а на свои возможности адаптироваться и решить задачу через уменьшающую — другой конец телескопа.

Характерные особенности паттерна преувеличения:

  • Гиперболизация сложностей.
  • Сведение к минимуму позитивных сторон.

Преувеличение

Ключевые действия по изменению паттерна:

  • Увидеть реальный масштаб проблемы.
  • Принять решение перестать все преувеличивать.
Чтобы избавиться от склонности преувеличивать, прекратите употреблять такие слова, как «страшный», «ужасный», «жуткий», «беспредельный», «отвратительный», «кошмарный» и т.п.
В особенности,  исключите фразы: «Я этого не вынесу!», » Это невозможно» , «Это невыносимо».
Вы сумеете это вынести, поскольку, как показывает история, человек способен переживать сильнейшие психологические травмы и превозмогать немыслимую физическую боль. Вы можете привыкнуть практически ко всему. И выдежать Вы способны почти все.
Говорите себе: «Я выдержу», «Я справлюсь», «Я смогу пережить это».
Напишите в комментариях, примеры когда Вы думали что не справитесь и с успехом преодолели испытания, выпавшие на Вашу долю.
Автор: Психолог Счастья, Александр Молярук

Комментариев нет:

Отправить комментарий